Запретное дерево

    17-11-2014
    adam_eve_sin

    Во всем мире сегодня огромное количество людей знакомо с библейским преданием о том, каким путем грех проник в мир: предки людей поддавшись соблазну со стороны Сатаны, нарушили табу – съели плод с запретного дерева. Однако, как не странно, практически никто не знает какое же именно дерево было запретным. Между тем, внимательно исследуя писания можно с достаточно большой вероятностью найти ответ на этот, по сей день остающимся открытым, вопрос. Запретным деревом «добра и зла» растущим в центре Рая была смоковница – инжир.

    Во – первых, обратим внимание на то, что  инжир не входит в круг плодов, изначально предписанных в питание человеку. (Быт. 1:29): «Я даю вам все растения с семенем  по всей земле и все деревья, дающие плод с семенем внутри; они будут вам в пропитание…». Инжир, по сути, скорее – «съедобный цветок ». Несмотря на то, что плод смоковницы «… хорош в пищу и приятен на вид», он не включён в список рекомендуемых к употреблению. Как и свинина, впрочем, будучи очень вкусной и на первый взгляд являющийся обычным мясом, включён Создателем в список неприемлемой для питания пищи.

    Кстати, инжир о котором идёт речь несомненно относится к сорту, плод которого бывает крупным, с кожицей темно-сиреневого цвета. Только у данного сорта листья бывают гладкими и мягкими. У привычного для многих светлого инжира, плод которого раза в два меньше по размеру, листья покрыты жесткими, словно наждачная бумага, волосяным покровом. Их трение о человеческую кожу вызывает сильное покраснение и зуд, что исключает применение их в качестве набедренной повязки. Лист инжира стал своего рода печатью, конкретным фактом-уликой совершенного греха (нарушения закона). «А не ел ли ты с дерева, о котором Я заповедал тебе: не ешь от него…» – вопрошает Господь. Но не потому, что не ведает о произошедшем. Он надеется на искреннее признание и раскаяние виновного…

    Обращает на себя внимание и то, что нигде в священном писании инжир не упоминается в числе плодов охарактеризованных в сакральном ключе; как раз напротив, что прослеживается в том числе и в ряде мест как из ветхого, так и нового заветов. Например, возьмём отрывок пророчества из книги Иеремии (24:1): «После того, как Навуходоносор, царь Вавилона, увёл в плен из Иерусалима в Вавилон царя Иудеи Иехонию, сына Иоакима, с сановниками Иудеи и мастеровыми, и кузнецами Иерусалима (в 597 г. до н. э.), Вечный показал мне две корзины инжира, поставленные перед входом в храм Вечного. В одной корзине был отличный инжир, как тот, что рано созревает; в другой корзине инжир был самый скверный, настолько плохой, что нельзя было есть. И сказал мне Вечный:
    - Что ты видишь Иеремия?
    Я ответил: – Инжир. Хорошие плоды очень хороши, а плохие плохи настолько, что их нельзя есть.
    И сказал мне Вечный: – Так говорит Вечный, Бог Израилев: Этим хорошим инжиром Я считаю изгнанников из Иудеи, высланных мной из этой земли в землю Вавилонян. Мои глаза будут обращены на них для их же блага, и Я верну их на эту землю. Я утвержу их, а не разрушу; насажу, а не искореню. Я дам им сердце, знающее Меня как Вечного. Они будут Моим народом, а Я буду их Богом, потому что они вернутся ко мне от чистого сердца. Но этому скверному инжиру, который так плох, что его нельзя есть, – говорит Вечный, – … Я буду поражать их мечём, посылать на них голод и мор, пока они не исчезнут с земли, которую Я дал им и их предкам».

    Вовсе не случайно, что из множества возможных плодов в видении показывается  именно инжир. Это образ грешных по своей природе людей (народа, грешного человечества). Но даже будучи греховными одни люди отличаются от других (делятся на относительно лучших и худших).  Негодные люди (скисшие, несъедобные плоды) несомненно заражали гнилью и портили весь народ. Пророк описывая  указываемое время говорит: (23:11) «Пророки и священнослужители – осквернители; даже в Моём храме нахожу Я их беззакония», – возвещает Вечный.».
    Чтобы спасти общество от окончательного разложения Бог высылает весь народ в Вавилонский плен. Он разделит плохих от хороших (две корзины). Плохих он полностью уничтожит, а хороших (среди которых, кстати, были и отрок Даниил с друзьями), проведя через испытания облагородит. Они воззовут к Создателю с искренней верой, поскольку поймут, что нет опоры в мире кроме Вечносущего. Тогда Господь возвратит их обратно на святую землю, на родину. Именно из отсеянных вновь возродится новая генерация, которая доживет до времени прихода Мессии – Иисуса Христа…

    injir2

    Несколько раз мы встречаем образ «запретного древа» и на страницах Нового завета. Например, в евангелии от Луки, в притче рассказанной Иисусом. (Лука. 6:43): « Хорошее дерево не приносит плохих плодов, и плохое дерево не приносит хороших, потому что каждое дерево узнают по его плодам. Ведь не собирают же с терновника инжир или с колючего кустарника виноград».
    Здесь «плохое дерево не приносящее хороших плодов» сопровождается конкретным примером о невозможности собрать «с колючего кустарника виноград».
    Другой тезис: «хорошее дерево не приносит плохих плодов» соответственно подкрепляется наглядной иллюстрацией, где «хорошее дерево» – терновник, а «плохой плод»  – следовательно именно инжир (сакральное отношение к терновому кусту мы можем встретить и в иных ситуациях; «в пламени огня из среды тернового куста» – воззвал Ангел Божий к Моисею…).
    Интересно, что вышеприведенная формула по распознаванию подлинности пророков в другом месте изложена Иисусом несколько иначе (в Евангелии от Матфея). Однако чтобы верно интерпретировать услышанное необходимо как раз понимать суть древнебиблейского образа фигового дерева. С другой стороны – почувствовать ситуацию в котором в тот момент находился Иисус: он выступал перед многотысячной массой иудеев (Нагорная проповедь), которые хоть и были заинтригованы необычным образом мыслей нового Учителя, не похожим на все то, что им проповедовали фарисеи и книжники, но в то же время еще не были убеждены в том кем был этот человек на самом деле.
    Наверняка противники выставляли его как слабоумного или юродивого и  надо было убедить собравшихся, что он настоящий пророк и сказанное им есть истина, а не бред больного воображения. Иисус объясняет как отличить лжепророка от настоящего. (Матф. 7:16,17,18):  «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с чертополоха инжир? Здоровое дерево приносит хороший плод, а больное дерево и плод приносит негодный. На здоровом дереве не бывает плохих плодов, и на больном дереве не бывает хороших».
    Сообразно отношению к нему собравшихся Иисус разъясняет им, что каждый пророчествующий индивидуален. Возможно, что он говорит иначе, но не следует отвергать его с порога. По плодам, (результатам) узнаете, исходит ли сказанное им с небес? В этом примере образы соединены в пары в следующем порядке: терновое дерево, символически связанное с Моисеем, и виноградная лоза – образ самого Христа. Хотя они и различаются, но оба – от Бога. Затем подводится итог: хорошее дерево – дает добрый плод, а на плохом дереве не бывает хороших плодов (полезных для духовного возрастания, ниспосланных свыше). В этом ряду чертополох и инжир оказываются в одной категории. Причем один из образов этого лжепророчества, чертополох, символизирует низменность и революционность стиля. Другой – инжир – символ мирского соблазна, сладкого и утонченного философского обмана уводящего людей от Бога.
    Анализируя оба варианта этой притчи в Евангелиях можно предположить, что в Нагорной проповеди Иисус изложил, скорее всего, вариант переданный Матфеем (поскольку пример касался и его самого). В другой проповеди, возможно в более подготовленной аудитории слушателей, он мог употребить вариант переданный нам евангелистом Лукой…
    В евангелии от Луки встречаем и такой эпизод: ученики Иисуса выдвигают предположение, что несчастья и смерть настигают человека из-за его греховности. Однако Иисус учит их правильному подходу к вопросу: физическая смерть не есть кара за грех. Умирает каждый, вне зависимости насколько праведен или греховен человек. Но главное – до наступления смерти физической, успеть осмыслить свою греховность и покаяться. Он говорит им (Лука. 13: 6): «… Или взять тех, восемнадцать человек, которые погибли, когда на них упала Силоамская башня. Вы думаете они были хуже всех других людей Иерусалима? Нет, но говорю вам: если вы не раскаетесь, то тоже можете погибнуть как они».
    Затем Иисус рассказал им притчу : « У одного человека в винограднике росло инжировое дерево. Однажды он пошел посмотреть нет ли на нем плодов, но ничего не нашел. Тогда он сказал виноградарю: « Вот уже три года я прихожу смотреть, нет ли на этом инжире плодов и никогда ничего не нашел. Сруби его, зачем он без пользы занимает место?». «Господин, – ответил работник, – оставь его еще на один год. Я его окопаю, положу удобрение, и если в следующем году будут плоды – хорошо, а если нет, тогда ты срубишь его».

    Дерево инжира, в этом прозрачном дидактическом наставлении, синоним греховного человека. Хозяин (Бог) сколько не проверяет не обнаруживает у него примеров раскаяния (естественно плодами обнаруживающими грехи предстает плод инжира). Работник хозяина – Святой Дух .
    Он ходатайствует за грешника, просит на некоторое время отсрочить окончательный вердикт. Он еще поработает над душой, поухаживает за ним, попытается смягчить его сердце. Если человек осознает свою греховность, принесет плоды раскаяния – хорошо, а если нет  – тогда: превращение в материал для горения и окончательное уничтожение…
    В данном отрывке мы видим опять, что инжировое дерево выступает как символ греховности.

    Понимание данного факта, позволяют нам совершенно иначе воспринять эпизод с проклинанием Иисусом инжирового дерева. Он, который в жизни никого не проклинал, не ругал и не наказывал, вдруг совершает нечто необъяснимое: проклинает инжировое дерево. Как вообще можно проклинать то, что живет и действует не по своему хотению?! Ясно, что случай этот экстраординарный. Иисус уже знал; идут последние часы его земной жизни. Он символически проклял дерево, через которое соблазн и грех проникли в душу Адама и Евы.

    Евангелист Марк так повествует об этом эпизоде (Марк. 11:12):
    « На следующий день, когда он вышел из Байт – Ании, Иисус почувствовал голод. Увидев вдали покрытое листьями инжировое дерево, Он подошел посмотреть, нет ли на нем плодов, но не нашел ничего, кроме листьев. Время же для сбора инжира еще не пришло. Тогда Иисус сказал дереву: – пусть же никто никогда больше не ест твоих плодов! И ученики слышали Его слова»… «На следующее утро, проходя мимо, они увидели, что инжировое дерево засохло»…

    Марк полагает, что Иисус «взалкал» (т.е., проголодался). Однако они все жили коммуной и наверняка завтракали вместе. К тому же Иисус прекрасно контролировал свои желания (вспомним о его 40 дневном посте в пустыне). Кроме того он не мог оставить своих учеников и отдельно от них пойти «полакомиться» инжиром. Марк отмечает: «…но не нашел ничего, кроме листьев» и добавляет: « Время же для сбора инжира еще не пришло». Действительно, мы знаем, что дело происходило накануне Пасхи, т.е. в начале весны (Исход 23:15). В эту пору ни о каком плодоношении инжира не может быть и речи, что было известно и самому  Иисусу.

    Обращает на себя внимание и следующее; Он оставил своих учеников,  которые шли с ним вместе по дороге и отошел к растущему вдали дереву инжира. Это «вдали» может означать метров 15 – 20 от дороги. Иисус, обращаясь к дереву не просто говорит, а восклицает (в конце фразы стоит знак восклицания), да так громко, что его слышат ученики стоящие в отдалении: 
    «Пусть же никто никогда больше не ест твоих плодов!».
    Конечно же неправильно думать, что Иисус обиделся на дерево из-за отсутствия съедобных плодов. Как бы подумал, что «раз я не смог полакомиться – пусть же никому не достанется»?!
    Вся эта картина говорит о том, что эпизод имеет сакральное и вселенское значение, сказанное адресовано ко всему миру, на все времена.

    Истина состоит в том, что Мессия обращаясь к потомку того, через кого соблазн и порча вошли в мир, зачитал ему окончательный приговор. То, что дерево инжира засохло, как бы зримо удостоверяет окончательную победу Сына Человеческого над первородным грехом.

    Плоды соблазна

    injir

    Трудно сегодня принять версию об инжире как о дереве некогда запретном, ввиду того, что в Библии на данный счёт нет прямых конкретных рекомендаций. Однако это можно объяснить тем, что первоначальный завет давался еще в то время, когда люди питались исключительно растительной пищей, преимущественно плодами.

    После грехопадения договор был нарушен. Новый договор был заключён уже после изгнания из рая. Мы видим, что люди теперь занимались земледелием и животноводством (Каин, Авель). Питались уже не только растительной, но и животной пищей. В это время они имели знание о чистых и нечистых животных, что несомненно было отражено и в завете той эпохи. Наконец и эта цивилизация канула в лету, вернее была смыта водами всемирного потопа.

    После потопа был заключён завет с родом Ноя. Условия этого соглашения, можно сказать, были такими же как они дошли до нас в законах данных Моисею. Конечно, когда люди уже питались мясом пункт о запрете на инжир потерял значение. Тем не менее, определённая настороженность в отношении фигового дерева существует  поныне. Распространено в народе поверье, что под инжиром нельзя спать: как объясняют – «это не хорошо»…

    Несмотря на все, казалось бы, полезные для человеческого организма свойства, инжир так и  не стал технической культурой (в отличии например, от оливы или винограда). Его можно встретить, как правило,  лишь в личных садах и подворьях, самое многое, в количестве нескольких деревьев.
    В текстах священного писания (и в Коране) как символы благодати упоминаются маслина, виноград, гранат, хурма, яблоки, мёд и др., но инжира в  этом контексте мы не встретим.

    Понимание сути этого дерева может помочь правильному толкованию текстов в тех местах, где оно упоминается. Например, говоря о бедствиях которые должны предшествовать наступлению апокалипсиса Иисус говорит (Марк 13:28): « От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях».

    Почему  внимание акцентируется именно на смоковнице? Разве другие деревья не распускают листья в то же время, что и инжир?  Кстати, в данный эпизод в евангелии от Луки добавлено:
    « Посмотрите на смоковницу и на все деревья…». Но если «у других деревьев» брать пример, для чего отдельно выделять было смоковницу?

    Здесь Иисус показывал на смоковницу исходя из общего смысла сказанного. Увеличение бедствий он связал с образом растущего дерева преткновения. Дерева соблазна, дерева ставшего первым символом нарушения закона. Значит стихийные и социальные бедствия будут сопровождаться усилением беззакония во всех сферах.

    В другом месте, в мудрых изречениях Соломона, читаем в одном из наставлений: «Кто возделывает инжир, будет есть его плоды, а кто заботится о своём господине, будет в чести». Привилегия (честь) полученная от служения господину здесь вовсе не говорит об обретении благодати. Как раз напротив: служа не Богу, а господину вы можете получить сладкие плоды, но это соблазн (вспомним: кому вы служите, того рабами и являетесь). Заботиться надо только об услужении  Богу; «господин»  в этом контексте – синоним мирского благополучия, которое ведёт нас к греху. Иное (плоское) понимание свело бы всю эту премудрость к восхвалению подхалимства, чинопочитания и раболепства…

    Только в одном-двух местах инжир не носит явно выраженного отрицательного звучания. Одно из них в «Песне Песней» царя Соломона (П/П 2:23): «На инжирном дереве созревают плоды, и виноградные лозы, расцветая, издают свой аромат». Здесь инжир только указатель времени года (весны). Но возможно, что это и приём для усиления темы соблазна, обольщения, ведь влюблённый зовёт свою подругу выйти к нему… Можно встретить упоминание об инжире и в перечне плодов употребляемых народом в пищу, но в сакральном значении – никогда.

    Дерево – тест распознания добра и зла

    Зададимся вопросом: – почему Бог вообще поместил в раю запретное дерево? Ведь если бы всё было разрешено, невозможно было что-то нарушить. Дерево инжира было своеобразным «пробным камнем», «лакмусовой бумажкой» истинности любви человека к своему Создателю.
    Существование подобного теста-определителя, индикатора, говорит и о другом: нам Бог изначально даровал один из самых важных атрибутов (свойств) божественности – свободу воли, волеизъявления, выбора.

    Любить Бога – значит быть покорным Его воле. Человек существо со свободной волей и если он, имея альтернативы всё равно выбирает как лучший путь – следование воле Всевышнего, тем самым доказывается вселенной, что путь божий является абсолютной истиной. Все другие пути ведут во тьму, к гибели.
    И здесь проясняется почему дерево изначально названо «деревом добра и зла»: оно определяло истинность послушания. Кто, несмотря на запрет, касался плодов ( тем более ел их) обнаруживал свою непокорность (не человеку, а Создателю!). То есть дерево помогало определить и отделить неблагодарных и злых, от добрых и покорных воле Всевышнего.

    Прародители были обмануты: им превратно преподнесли смысл названия. Внушили, что съев плоды этого дерева они безошибочно будут отличать добро от зла. Следовательно, никогда не  будут ошибаться, станут совершенными «как боги». В тексте написано, что съев запретный плод предки «поняли, что они наги». Однако они и до этого «были наги и не стеснялись» (Быт. 2:25). Что же вдруг случилось? У них «открылись глаза» и они осознали, что выйдя из повиновения Создателю они лишились Его покровительства (покрова, одеяния), защитной оболочки – стали беззащитны, «наги».Попали в рабство враждебной силы, которая вначале выступает в образе змея, а уже затем, став тираном-повелителем миллионов совращённых, превращается в дракона из Откровения (Откр. 12:3).

    По изначальному замыслу женщина была создана как равный товарищь (помощник; – Быт. 2:18) мужчины, оба даже были «как одна плоть».Попав в лапы губителя они стали
    противоположностями; зримым символом этого разъединения стала повязка из листьев того же инжира. Теперь каждая сторона обособила свою плоть.

    Раньше, живя исключительно по законам Всевышнего люди хоть и были наги и не стыдились, они вступали, видимо, в брачные отношения строго в соответствии общих законов природы (как и все живые существа вокруг них). Скорее всего, их брачный период наступал ранней весной, а дети рождались обычно в конце осени. Однако нарушив договор, выйдя из-под управления Создателя люди стали своевольны. Поэтому их брачные связи не могли больше регулироваться законами природы, но попадали в зависимость от желаний.

    Все последующие лишения которые ждали людей надо понимать как логическое последствие их собственного выбора. Бог их просто предупредил о том, как изменится теперь их жизнь. Обратим внимание на то, что у самок живых существ в природе роды проходят намного легче и безопасней. Разделение, как указывается,  не ограничится только гендерной сферой, но охватит, разгармонизирует  также социальную, имущественную и экологическую области. В дальнейшем жизнь показала: женщина превратилась в «рабу любви», попала в зависимость от сильного пола. Борьба за обладание богатством привела к погоне за увеличение полей зерновых, что послужило уничтожению лесов и разбалансированию экосистемы. Последовали и другие неблагоприятные причинно-следственные события которые нам хорошо знакомы и горькие плоды коих мы пожинаем по сей день…

    Анализ библейского текста показывает, что дерево было легкодоступным; Еве не пришлось продираться через колючки, лезть на очень высокую вершину или разбивать этот плод как кокосовый орех, например. Дерево инжира, опять-таки, сходится по параметрам с «фотороботом подозреваемого»: оно не очень высокое, плоды располагаются на расстоянии вытянутой руки, сами, что называется, просятся в рот; на вкус сладки, без косточек, легко проглатываются…
    Но теперь, зная его историю, следует говорить подобно Христу: «пусть же никто никогда больше не ест твоих плодов!»…